Назад

Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма для АО «Товарная биржа «ЭСТАУ»

 

               
 
                              Правила  внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма для АО «Товарная биржа «ЭСТАУ»

1. Общие положения

1. Настоящие Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма для товарной биржи (далее – ПВК) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 28 августа 2009 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон о ПОД/ФТ) и Международными стандартами Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

2. В настоящих Правилах к субъектам финансового мониторинга относятся товарные биржи (далее - Субъекты).

3. Понятия, применяемые в ПВК, используются в значениях, указанных в Законе о ПОД/ФТ и Законе Республики Казахстан от 4 мая 2009 года «О товарных биржах».

4. Для целей ПВК используются следующие основные понятия:

1) замораживание операций с деньгами и (или) иным имуществом - меры, принимаемые Субъектами путем отказа в проведении операций с деньгами и (или) иным имуществом, совершаемых организацией или физическим лицом, включенным в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, либо в их пользу, а равно клиентом, бенефициарным собственником которого является такое физическое лицо, либо в его пользу;

2) клиент - физическое или юридическое лицо, являющееся участником биржевой торговли;

3) форма сведений и информации об операции, подлежащей финансовому мониторингу - форма, определяемая Правилами представления субъектами финансового мониторинга сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 ноября 2012 года № 1484 (далее - Форма ФМ-1);

4) риски легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма - возможность преднамеренного или непреднамеренного вовлечения Субъектов в процессы легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма или иную преступную деятельность;

5) управление рисками легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма - совокупность принимаемых Субъектами мер по мониторингу, выявлению рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также их минимизации (в отношении услуг, клиентов);

6) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий финансовый мониторинг и принимающий иные меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с Законом о ПОД/ФТ.

5. Внутренний контроль осуществляется в целях:

1) обеспечения выполнения Субъектами требований законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ);

2) поддержания эффективности системы внутреннего контроля Субъектов на уровне, достаточном для управления рисками отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ОД/ФТ);

3) минимизации рисков ОД/ФТ.

   6. Правила внутреннего контроля (далее - ПВК) являются документом, который регламентирует организационные основы работы, направленные на ПОД/ФТ и устанавливает порядок действий Субъектов в целях ПОД/ФТ.

  7. В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона ПОД/ФТ, ПВК включают в себя:

программу организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;

программу управления риском ОД/ФТ, учитывающую риски клиентов и риски использования услуг в преступных целях, включая риск использования технологических достижений;

программу идентификации клиентов;

программу мониторинга и изучения операций клиентов, включая изучение сложных, необычно крупных и других необычных операций клиентов;

программу подготовки и обучения сотрудников субъектов финансового мониторинга по вопросам ПОД/ФТ;

8. Ответственным  структурным подразделением по организации, мониторингу реализации и соблюдению ПВК является отдел организации торговли и работы с клиентами (ООТиРК).

К сотрудникам ООТиРК применяются следующие квалификационные требования:

- наличие высшего образования;

- отсутствие  не снятой или не погашенной судимости за совершение преступлений в сфере экономической деятельности, либо умышленных преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений.

           9. В случае внесения изменений и (или) дополнений в законодательство о ПОД/ФТ, Субъекты в течение 30 календарных дней, вносят в ПВК соответствующие изменения и (или) дополнения.

2. Программа организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ

 10.1. Программа организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ содержит:

  1. порядок организации внутреннего контроля, включая описание функций ООТиРК, в том

числе порядка взаимодействия с другими структурными подразделениями Субъекта при

осуществлении внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;

  1. порядок выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций

(сделок), имеющих признаки  подозрительной  операции (сделки);

  1.  порядок отказа клиентам в установлении деловых отношений, отказа в проведении операции

с деньгами и (или) иным имуществом, в случае невозможности принятия мер, предусмотренных подпунктами 1), 2), 2-1), 4) и 6) пункта 3 статьи 5 Закона о ПОД/ФТ, принятия мер по замораживанию операций с деньгами и (или) иным имуществом и прекращению деловых отношений с клиентом, в случае невозможности принятия мер, предусмотренных подпунктом 6) пункта 3 статьи 5 Закона о ПОД/ФТ;

  1. порядок представления сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, фактов отказа физическому или юридическому лицу в установлении деловых отношений, прекращения деловых отношений с клиентом, отказа в проведении операции с деньгами и (или) иным имуществом в уполномоченный орган, включая указания и регламенты работы в автоматизированных информационных системах и программном обеспечении, используемых для передачи сведений, информации и документов в уполномоченный орган;

5) порядок фиксирования и хранения документов и сведений, полученных по результатам надлежащей проверки клиента, включая досье клиента и переписку с ним, документов и сведений об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, в том числе о подозрительных операциях, а также результатов изучения всех сложных, необычно крупных и других необычных операций.

11. Функции ООТиРК в соответствии с программой организации внутреннего контроля:
1) разработка и согласование ПВК, внесение изменений и дополнений к ним с руководителем Субъекта, а также мониторинг реализации и соблюдения;

2) организация и контроль за представлением сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу в уполномоченный орган в соответствии с Законом о ПОД/ФТ;

3) принятие решений о признании операций клиентов подозрительными;

4) принятие решений об отнесении операций клиентов к сложным, необычно крупным и другим необычным операциям;

5) принятие решений о приостановлении либо об отказе от проведения операций клиентов и необходимости направления в уполномоченный орган;

6) принятие решений об установлении, продолжении либо прекращении деловых отношений с клиентами;
7) направление запросов руководителю Субъекта для принятия решений об установлении, продолжении либо прекращении деловых отношений с клиентами;

8) документальное фиксирование принятых решений в отношении клиента, операции клиента (его представителя) и бенефициарного собственника;

9) формирование досье клиента на основании данных, полученных в результате реализации ПВК;

10) информирование руководителя Субъекта о выявленных нарушениях ПВК;

11) подготовка информации о результатах реализации ПВК и рекомендуемых мерах по улучшению системы управления рисками ОД/ФТ и внутреннего контроля ПОД/ФТ для формирования отчетов руководителю Субъекта;

12) обеспечения мер по хранению документов и сведений, полученных по результатам надлежащей проверки клиента, включая досье клиента и переписку с ним, документов и сведений об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, в том числе, подозрительных операциях, а также результатов изучения всех сложных, необычно крупных и других необычных операций, не менее пяти лет со дня прекращения деловых отношений с клиентом;

10.1. Субъекты в соответствии с возложенными функциями:

1) обеспечивают конфиденциальность информации, полученной при осуществлении своих функций;
 2) предоставляют информацию соответствующим государственным органам для осуществления контроля за исполнением законодательства о ПОД/ФТ;

3) предоставляют в уполномоченный орган по его запросу необходимые информацию, сведения и документы в соответствии с пунктом 3-1 статьи 10 Закона о ПОД/ФТ.

11.  Порядок выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма

11.1. В целях ПОД/ФТ Субъект проводит постоянный мониторинг операций (сделок)           

клиентов и выявляет операции, подлежащие обязательному контролю, а также необычные операции (сделки), в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в  целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.          

11.2. Обязательному контролю подлежат операции с денежными средствами или иным  имуществом, указанные в  ст.4 Закона о ПОД/ФТ.

11.3.  Документальному фиксированию подлежат операции с денежными средствами или  иным имуществом с признаками, указанными в ст. 4 Закона о ПОД/ФТ.

11.4. Для выявления операций в целях выявления подозрительных операций, осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма сотрудники ООТиРК Субъекта уделяют повышенное внимание (мониторинг) к операциям (сделкам) клиентов, отнесенным к группе повышенного риска.

11.5. К подозрительным операциям (сделкам) относятся операции (сделки), в отношении которых у сотрудников ООТиРК Субъекта возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

11.6. Основные критерии и признаки выявления подозрительных  сделок определены в п. 3 ст.4 Закона о ПОД/ФТ.

11.7. В случае выявления признаков совершения клиентом операции (сделки), подлежащей обязательному контролю, подозрительной  операции (сделки), сотрудник ООТиРК Субъекта, выявивший указанную операцию (сделку), составляет внутреннее сообщение по форме в 

соответствии с Приложением  и незамедлительно передает внутреннее сообщение специальному руководителю Субъекта.

11.7. Решение о признании операции клиента подозрительной принимается Субъектом на основании информации о финансово-хозяйственной деятельности, финансовом положении и деловой репутации клиента, характеризующей его статус, статус его представителя и (или) выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца.

11.8. При наличии оснований руководитель Субъекта принимает решение:

- о признании операции (сделки) клиента подлежащей обязательному контролю в соответствии со статьей 4 Закона о ПОД/ФТ;

-  о признании выявленной необычной операции (сделки) подозрительной операцией (сделкой), осуществление которой может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма;

- о необходимости принятия дополнительных мер по изучению необычной операции (сделки) клиента;

-  о представлении информации об операциях, подлежащих обязательному контролю или наличии признаков подозрительной сделки в уполномоченный орган  по финансовому мониторингу.

11.9. При выявлении признаков подозрительной  операции (сделки) анализируются иные операции (сделки) клиента, а также имеющаяся в распоряжении Субъекта информация о клиенте, представителе клиента и выгодоприобретателе (при наличии последних), бенефициарном владельце в целях подтверждения обоснованности подозрений в осуществлении операции (сделки) или ряда операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Кооперативом осуществляется изучение оснований и целей совершения всех выявленных операций (сделок), а также их фиксирование по форме, установленной Приложением.

11.10. При выявлении в деятельности клиента подозрительной операции (сделки) или ее признаков Субъект также может предпринять следующие действия:

а) обратиться к клиенту с просьбой о предоставлении необходимых объяснений, в том числе дополнительных сведений, разъясняющих экономический смысл подозрительной операции (сделки);

б) обеспечить повышенное внимание в соответствии с настоящими рекомендациями ко всем операциям (сделкам) этого клиента.

12. порядок отказа клиентам в установлении деловых отношений, отказа в проведении операции  с деньгами и (или) иным имуществом.

12.1. Субъект вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с настоящими ПВК.

12.2. Субъект вправе отказать в заключении договора с клиентом (физическим или юридическим лицом) в следующих случаях:

- отсутствия по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности;

- непредставления физическим или юридическим лицом документов, необходимых для фиксирования информации в соответствии с положениями Закона о ПОД/ФТ, либо представления недостоверных документов;

- наличия в отношении физического или юридического лица сведений об участии в террористической деятельности, полученных в соответствии с законодательством РК.

12.3. Субъект  финансового мониторинга не позднее одного рабочего дня со дня размещения на официальном интернет-ресурсе уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, обязаны незамедлительно, за исключением случаев, установленных пунктом 8 статьи 12 Закона о ПОД/ФТ, принять следующие меры по замораживанию операций с деньгами и (или) иным имуществом:

-    приостановить расходные операции по банковским счетам такой организации или физического лица, а также по банковским счетам клиента, бенефициарным собственником которого является такое физическое лицо;

- приостанавливать исполнение указаний по платежу или переводу денег без использования банковского счета такого физического лица, а также указаний клиента, бенефициарным собственником которого является такое физическое лицо;

- отказывать в проведении иных операций с деньгами и (или) иным имуществом, совершаемых такой организацией или физическим лицом, либо в их пользу, а равно клиентом, бенефициарным собственником которого является такое физическое лицо, либо в его пользу, за исключением зачисления денег такому лицу на банковский счет.

12.4.    Расходные операции по банковским счетам, регистрация сделок с ценными бумагами в системе реестров держателей ценных бумаг и системе учета номинального держания по лицевым счетам, а также иные операции с деньгами и (или) иным имуществом организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, предусмотренные пунктом 1 статьи 12 Закона о ПОД/ФТ, могут осуществляться Субъектом на основании решения суда, инкассовых распоряжений органа государственных доходов, постановлений органа государственных доходов об обращении взыскания на ограниченное в распоряжении имущество, а также после исключения организации или физического лица из вышеуказанного перечня в порядке, предусмотренном Закона о ПОД/ФТ.

12.5. О фактах отказа по основаниям, предусмотренным в настоящем разделе, Субъект информирует уполномоченный орган в соответствии с требованиями действующего законодательства.

13.       Порядок представления сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, фактов отказа в установлении деловых отношений, прекращения деловых отношений, отказа в проведении операции с деньгами и (или) иным имуществом в уполномоченный орган

13.1. Сотрудники  ООТиРК  Субъекта документально фиксирует и представляет информацию в уполномоченный орган в соответствии с Законом о ПОД/ФТ и Правилами представления субъектами финансового мониторинга сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 ноября 2012 года № 1484.

13.2.  Субъект финансового мониторинга в целях предупреждения и пресечения фактов легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма обязаны при признании операции в качестве подозрительной незамедлительно сообщить в уполномоченный орган о такой операции до ее проведения.

13.3. В целях осуществления уполномоченным органом финансового мониторинга сообщения о подозрительных операциях, которые не могут быть приостановлены, предоставляются Субъектом финансового мониторинга в уполномоченный орган не позднее трех часов после их совершения либо в течение двадцати четырех часов с момента выявления таких операций.

13.4. Сообщение об операции, признанной подозрительной после ее совершения, предоставляется Субъектом финансового мониторинга в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем признания такой операции подозрительной.

13.5.  Субъект финансового мониторинга предоставляют в уполномоченный орган сообщения о фактах отказа физическому или юридическому лицу в установлении деловых отношений, прекращения деловых отношений с клиентом, отказа в проведении операции с деньгами и (или) иным имуществом по основаниям, предусмотренным пунктом 1  ст.13 Закона о ПОД/ФТ, а также о мерах по замораживанию операций с деньгами и (или) иным имуществом, предусмотренных пунктом 1-1 ст.13 Закона о ПОД/ФТ, не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия субъектом финансового мониторинга соответствующего решения (совершения действия).

13.6.   Решение о приостановлении подозрительной операции на срок до 3-х рабочих дней либо об отсутствии необходимости в приостановлении подозрительной операции принимается уполномоченным органом и доводится до Субъекта финансового мониторинга и государственного органа, предоставивших сообщение о подозрительной операции, электронным способом или на бумажном носителе в течение 24 часов  с момента получения сообщения от Субъекта.

13.7.  В случае неполучения Субъектом финансового мониторинга в течение 24 часов с момента сообщения информации решения уполномоченного органа о приостановлении подозрительной операции либо об отсутствии необходимости в приостановлении такой операции операция должна быть проведена, если не имеются иные основания, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан, препятствующие проведению данной операции.

13.8. По истечению срока  приостановления  подозрительной операции уполномоченный орган доводит до Субъекта финансового мониторинга соответствующее решение правоохранительных и специальных государственных органов в течение трех часов с момента получения.

13.9. Уполномоченный орган после принятия решения о приостановлении проведения подозрительной операции, предусмотренной подпунктом 1) части первой пункта 8 статьи 12 Закона о ПОД/ФТ, в течение трех рабочих дней принимает решение о проведении операции либо отказе в проведении операции и доводит его до Субъекта финансового мониторинга.

13.10.  Решение о приостановлении расходных операций по банковским счетам лиц, являющихся участниками операции, по которым имеются основания полагать, что они направлены на финансирование терроризма, принимается уполномоченным органом и доводится до Субъекта финансового мониторинга, предусмотренных подпунктом 1) пункта 1 статьи 3 Закона о ПОД/ФТ.

13.11. После истечения срока приостановления подозрительной операции по решению уполномоченного органа операция должна быть проведена при отсутствии иных оснований, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, препятствующих проведению такой операции.

13.12. Отказ от проведения, а также приостановление операций с деньгами и (или) иным имуществом в соответствии с Законом о ПОД/ФТ не являются основаниями для гражданско-правовой ответственности субъектов финансового мониторинга за нарушение условий соответствующих договоров (обязательств).

13.13. Приостановление и замораживание операций с деньгами и (или) иным имуществом не являются основаниями для возникновения гражданско-правовой или иной ответственности государственных органов за ущерб, в том числе упущенную выгоду, возникший вследствие таких приостановления и замораживания.

13.14. Субъект финансового мониторинга при проведении надлежащей проверки клиента обязаны документально фиксировать сведения о клиенте на основании перечня документов, необходимых для надлежащей проверки клиента по видам субъектов финансового мониторинга.

13.15. Сведения и информация об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, предоставляются субъектами финансового мониторинга в уполномоченный орган по форме, которая должна содержать следующие разделы: вводную информацию, сведения о субъекте финансового мониторинга, сведения об операции и участниках операции, дополнительную информацию по операции, подлежащей финансовому мониторингу. Данная форма определяется правилами, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан.

13.16.Сведения и информация об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, предусмотренных пунктами 1, 2 и 5 статьи 4 Законом о ПОД/ФТ, документально фиксируются и предоставляются в уполномоченный орган субъектом финансового мониторинга на казахском или русском языках  электронным способом не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции посредством выделенных каналов связи.

13.17. Субъект финансового мониторинга обязан предоставить в уполномоченный орган по его запросу необходимые информацию, сведения и документы в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

 13.18. По запросу уполномоченного органа, связанному с анализом подозрительной операции, субъект финансового мониторинга обязан предоставить необходимые информацию, сведения и документы не позднее рабочего дня со дня получения запроса.

13.19. В случае отказа клиенту в установлении деловых отношений и проведении операции с деньгами и (или) иным имуществом, в случае невозможности принятия мер, предусмотренных подпунктами 1), 2), 2-1), 4) и 6) пункта 3 статьи 5 Закона о ПОД/ФТ, а также принятия мер по замораживанию операций с деньгами и (или) иным имуществом, Субъект направляет в уполномоченный орган сообщение о таком факте по Форме ФМ-1.

13.20.  В случае невозможности принятия мер, предусмотренных подпунктом 6) пункта 3 статьи 5 Закона о ПОД/ФТ, а также в случае возникновения в процессе изучения операций, совершаемых клиентом, подозрений о том, что деловые отношения используются клиентом в целях ОД/ФТ, Субъект прекращает деловые отношения с клиентом. Если деловые отношения прекращены по вышеобозначенным основаниям, Субъекты направляют в уполномоченный орган сообщение по Форме ФМ-1.

13.21.  Субъект не извещает клиентов и иных лиц о предоставлении в уполномоченный орган информации, сведений и документов о таких клиентах и о совершаемых ими операциях.

14. Порядок фиксирования и хранения документов и сведений

14.1. Субъект  документально фиксирует информацию на бумажном и электронном носителях при выявлении следующей информации, подтверждающей признаки совершения клиентом:

-  об операции (сделке), подлежащей обязательному контролю в соответствии со статьей 4 Закона о ПОД/ФТ;

-  об операции (сделке), имеющей хотя бы один из критериев и (или) признаков, указывающих на необычный характер операции (сделки);

-  об операции (сделке), в отношении которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

-  об операции (сделке), полученной при реализации программы изучения клиента.

14.2. Документальное фиксирование информации осуществляется на основании информации и документов, предоставляемых клиентами Субъекта. Документы, позволяющие идентифицировать клиента Субъекта, установить и идентифицировать выгодоприобретателя и иных участников операции (сделки), а также определить основания ее совершения, должны быть действительны на дату их предъявления.

14.3. Субъект фиксирует информацию о клиенте, выгодоприобретателе, а также об операциях (сделках) клиента таким образом, чтобы в случае необходимости было возможно воспроизвести детали операции (сделки), в том числе сумму операции (сделки), валюту и назначение платежа, а также данные о контрагенте клиента.

14.4. Субъект представляет информацию в уполномоченный орган в соответствии с Законом о ПОД/ФТ.

14.5. В случае выявления признаков совершения клиентом операции (сделки), подлежащей обязательному контролю, необычной операции (сделки) в соответствии с признаками, указанными в п.3 ст.4 Закона о ПОД/ФТ, сотрудник ООТиРК Субъекта, выявивший указанную операцию (сделку), не позднее 1 рабочего дня со дня выявления операции, составляет внутреннее сообщение - документ, содержащий сведения об указанной операции (сделке) (далее – внутреннее сообщение), по форме в соответствии с Приложением, содержащий следующие обязательные требования:

а) категория операции (сделки) (подлежащая обязательному контролю либо необычная операция), критерии (признаки) либо иные обстоятельства (причины), по которым операция (сделка) может быть отнесена к операциям, подлежащим обязательному контролю, либо к необычным операциям (сделкам);

б) содержание (характер) операции (сделки), дата, сумма и валюта проведения;

в) сведения о лице (лицах), проводящем операцию (сделку);

г) сведения о сотруднике, составившем внутреннее сообщение об операции (сделке), и его подпись;

д) дата составления внутреннего сообщения об операции (сделке);

е) запись (отметка) о решении руководителя Субъекта, принятом в отношении внутреннего сообщения об операции (сделке), и его мотивированное обоснование;

ж) запись (отметка) о решении руководителя Субъекта о принятом в отношении внутреннего сообщения об операции (сделке) (о признании операции (сделки) клиента подлежащей обязательному контролю в соответствии со статьей 5 Закона о ПОД/ФТ; о признании выявленной необычной операции (сделки) подозрительной операцией (сделкой), осуществление которой может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма; о необходимости принятия дополнительных мер по изучению необычной операции (сделки) клиента; о представлении информации об операциях, подлежащих обязательному контролю или наличии признаков необычной сделки в уполномоченный орган по финансовому мониторингу - и его мотивированное обоснование;

з) запись (отметка) о дополнительных мерах (иных действиях), предпринятых Субъектом в отношении клиента в связи с выявлением необычной операции (сделки) или ее признаков.

14.6. В случае подтверждения обоснованности подозрений осуществления клиентом операции (сделки) или ряда операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма руководитель Субъекта принимает решение о признании операции (сделки) клиента необычной операцией (сделкой) в соответствии с требованиями Закона о ПОД/ФТ и представлении информации о ней в уполномоченный орган по финансовому мониторингу.

14.7. В случае выявления операции (сделки), полученной при реализации программы изучения клиента, Субъект обязан осуществлять документальное фиксирование указанной операции (сделки) и в случаях, установленных действующим законодательством – подготовку внутреннего сообщения и передачу информации об указанных сделках в уполномоченный орган (в случае соответствия требований, подлежащим обязательному контролю, критериям (признакам) необычных операций (сделок), а также наличия подозрений осуществления клиентом операции (сделки) или ряда операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

14.8.   Документы и сведения, полученные по результатам надлежащей проверки клиента, включая досье клиента и переписку с ним, подлежат хранению Субъектом финансового мониторинга не менее 5 лет со дня прекращения деловых отношений с клиентом.

14.9. Документы и сведения об операциях с деньгами и (или) иным имуществом, подлежащих финансовому мониторингу, и подозрительных операциях, а также результаты изучения всех сложных, необычно крупных и других необычных операций подлежат хранению субъектами финансового мониторинга не менее 5 лет после совершения операции.

14.10.  Субъект  финансового мониторинга и их работники не вправе извещать клиентов и иных лиц о предоставлении в уполномоченный орган информации, сведений и документов о таких клиентах и о совершаемых ими операциях в соответствии с Законом о ПОД/ФТ.

14.11.  Предоставление в уполномоченный орган информации, сведений и документов Субъектом финансового мониторинга в целях и порядке, предусмотренных Законом о ПОД/ФТ, не является разглашением служебной, коммерческой, банковской или иной охраняемой законом тайны.

14.12. В случае предоставления в уполномоченный орган информации, сведений и документов в соответствии с Законом о ПОД/ФТ Субъект финансового мониторинга, его должностные лица независимо от результатов сообщения не несут ответственности, предусмотренной законами Республики Казахстан, а также гражданско-правовым договором.

   3. Программа управления риском легализации (отмывания) доходов,
полученных преступным путем, и финансирования терроризма

      15. Программа управления риском ОД/ФТ предусматривает проведение сотрудниками ООТиРК Субъекта оценки риска совершения клиентом операций с деньгами и (или) иным имуществом, связанных с ОД/ФТ с присвоением уровней риска.

     Уровни риска формируются на основании имеющихся сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике.

      Результаты оценки рисков документально фиксируются и предоставляются по требованию соответствующих государственных органов и некоммерческих организаций, членами которых являются Субъекты.

      Уровни риска, присваиваемые клиенту, пересматриваются по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

15.1. В программе управления риском ОД/ФТ высокий уровень риска присваивается:

15.1.1. деловым отношениям и сделкам физических и юридических лиц из государств (территорий):
     -  не выполняющих и (или) недостаточно выполняющих рекомендации ФАТФ; 

     - с повышенным уровнем коррупции или иной преступной деятельностью;

     - подвергнувшихся санкциям, эмбарго и аналогичным мерам, налагаемым Организацией

     Объединенных Наций (далее - ООН);

     - предоставляющих финансирование или поддержку террористической (экстремисткой) деятельности, и в которых имеются установленные террористические (экстремистские) организации.
      Ссылки на перечни таких государств (территорий) по данным ООН и международных организаций размещаются на официальном интернет-ресурсе уполномоченного органа;

15.1.2. клиенту в случае, когда:

     - клиентом является иностранное публичное должностное лицо;

     - клиентом является должностное лицо публичной международной организации;

     - клиентом является лицо, действующее в интересах (к выгоде) иностранного публичного должностного лица;

     - клиентом является лицо, являющееся супругом, близким родственником иностранного публичного должностного лица;

     -  клиент (его представитель) либо бенефициарный собственник, либо контрагент клиента по операции зарегистрирован или осуществляет деятельность в государстве (территории), входящей в Перечень оффшорных зон, утвержденный приказом и.о. Министра финансов Республики Казахстан от 10 февраля 2010 года № 52 «Об утверждении Перечня оффшорных зон для целей Закона Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Приказ);

   - клиент включен в Перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, согласно статье 12 Закона о ПОД/ФТ;

  - местонахождение клиента, заявленное при государственной регистрации, не совпадает с местом фактической деятельности его органов управления;

 - деловые отношения с клиентом осуществляются при необычных обстоятельствах;

 - деятельность клиента связана с интенсивным оборотом наличных денег;

 - у Субъектов возникают сложности при проверке представленных клиентом сведений;

 - клиент настаивает на поспешности проведения операций;

 - клиент настаивает на нестандартных или необычно сложных схемах расчетов, использование которых отличаются от обычной практики Субъекта;

-   клиент использует новые продукты и новую деловую практику, включая новые механизмы передачи, новые или развивающиеся технологии как для новых, так и для уже существующих продуктов;

-  клиентом совершаются действия, направленные на уклонение от процедур финансового мониторинга;

- клиент является некоммерческой организацией;

- операции клиента ранее были признаны подозрительными;

- имеется иная информация о клиенте, связанная с высоким риском ОД/ФТ;

15.1.3.  операции:

 - связанной с анонимными банковскими счетами или с использованием анонимных, вымышленных имен, включая наличные расчеты;

- не имеющей очевидного экономического смысла или видимой законной цели;

- совершаемой клиентом с несвойственной ему частотой или на необычно крупную для данного клиента сумму;

- по которой имеется информация о высоком риске ОД/ФТ.

15.2. Клиентам, которым на основании имеющихся сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике, не присвоен высокий уровень риска, присваивается низкий уровень риска.
15.3. К клиентам, которым присвоен высокий уровень риска ОД/ФТ, применяются усиленные меры надлежащей проверки клиентов в соответствии с пунктом 7 статьи 5 Закона о ПОД/ФТ.
 15.4. К клиентам, которым присвоен низкий уровень риска ОД/ФТ, применяются упрощенные меры надлежащей проверки клиентов в соответствии с пунктом 7 статьи 5 Закона о ПОД/ФТ.

15.5. Клиентам, которым присвоен низкий уровень риска для обновления идентификационных данных, а так же частоты проверки деловых отношений и изучения операций, осуществляемых клиентом через субъект финансового мониторинга и определение целей и характера деловых отношений на основе характера операций устанавливается периодичность 1 год.

15.6. Клиентам, которым присвоен высокий уровень риска для обновления идентификационных данных, а так же частоты проверки деловых отношений и изучения операций, осуществляемых клиентом через субъект финансового мониторинга и определение целей и характера деловых отношений на основе характера операций устанавливается периодичность 6 месяцев.

4. Программа идентификации клиентов

 16. Программа идентификации клиента заключается в проведении Субъектом мероприятий по выявлению, обновлению ранее полученных сведений о клиентах (их представителях) и бенефициарных собственниках, включая сведения об источнике финансирования совершаемых клиентом операций.

16.1. Субъект финансового мониторинга осуществляет надлежащую проверку клиентов (их представителей) и бенефициарных собственников в случаях:

16.1.1. установления деловых отношений с клиентом;

16.1.2. осуществления операций с деньгами и (или) иным имуществом, подлежащих финансовому мониторингу, в том числе подозрительных операций;

16.1.3. наличия оснований для сомнения в достоверности в ранее полученных данных о клиенте (их представителей), бенефициарном собственнике.

16.2. Надлежащая проверка Субъектом финансового мониторинга своих клиентов (их представителей) и бенефициарных собственников включает осуществление следующих мер:

16.2.1. фиксирование сведений, необходимых для идентификации физического лица: данные документа, удостоверяющего его личность, индивидуальный идентификационный номер (за исключением случаев, когда физическому лицу не присвоен индивидуальный идентификационный номер в соответствии с законодательством Республики Казахстан), а также юридический адрес;

16.2.2. фиксирование сведений, необходимых для идентификации юридического лица (филиала, представительства): данные справки о государственной (учетной) регистрации (перерегистрации) юридического лица (филиала, представительства), бизнес-идентификационный номер (за исключением случаев, когда юридическому лицу не присвоен бизнес-идентификационный номер в соответствии с законодательством Республики Казахстан) либо номер, под которым юридическое лицо-нерезидент зарегистрировано в иностранном государстве, а также адрес места нахождения;

16.2.3.  выявление бенефициарного собственника и фиксирование сведений, необходимых для его идентификации, в соответствии с подпунктом 16.2.1. настоящего пункта, за исключением юридического адреса.  

В целях выявления бенефициарного собственника клиента – юридического лица субъектом финансового мониторинга на основании учредительных документов и реестра держателей акций такого клиента либо сведений, полученных из других источников, устанавливается структура его собственности и управления.

      В случае, если в результате принятия предусмотренных настоящим подпунктом мер бенефициарный собственник клиента – юридического лица не выявлен, допускается признание бенефициарным собственником единоличного исполнительного органа либо руководителя коллегиального исполнительного органа клиента – юридического лица.

      Фиксирование сведений, необходимых для идентификации бенефициарного собственника, осуществляется на основе информации и (или) документов, предоставляемых клиентом (его представителем) либо полученных из иных источников.

16.2.4.  установление предполагаемой цели и характера деловых отношений;

16.2.5. проверка достоверности и обновление сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике.

      Проверка достоверности сведений, необходимых для идентификации клиента (его представителя), бенефициарного собственника, осуществляется путем сверки с данными оригиналов или нотариально засвидетельствованных копий соответствующих документов либо путем сверки с данными из доступных источников.

      В отношении представителя клиента дополнительно проверяются полномочия такого лица действовать от имени и (или) в интересах клиента.

      Обновление сведений осуществляется при наличии оснований для сомнения в достоверности ранее полученных сведений о клиенте, бенефициарном собственнике.

16.3.  Меры, предусмотренные пунктом  16.2 ПВК, не принимаются в следующих случаях:

16.3.1. при осуществлении неидентифицированными владельцами электронных денег – физическими лицами операций по приобретению и использованию электронных денег, не превышающих сумму, предусмотренную пунктом 4 статьи 44 Закона Республики Казахстан "О платежах и платежных системах";

16.3.2. при осуществлении клиентом – физическим лицом операции по зачислению денег на банковский счет физического лица посредством оборудования (устройства), предназначенного для приема наличных денег, если сумма такой операции не превышает 500 000 тенге либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 500 000 тенге;

16.3.3.  при осуществлении клиентом безналичного платежа или перевода денег без использования банковского счета, если сумма такого платежа или перевода денег не превышает 2 000 000 тенге либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 2 000 000 тенге, за исключением случаев совершения клиентом подозрительной операции;

16.3.4. при осуществлении клиентом – физическим лицом операции по покупке, продаже или обмену наличной иностранной валюты в обменном пункте, если сумма такой операции не превышает 2 000 000 тенге либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 2 000 000 тенге, за исключением случаев совершения клиентом подозрительной операции;

16.3.5.  при осуществлении клиентом – физическим лицом операции с использованием платежной карточки, не являющейся средством доступа к банковскому счету такого клиента, если сумма такой операции не превышает 200 000 тенге либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 200 000 тенге.

16.4. Субъект финансового мониторинга вправе требовать от клиента (его представителя) представления сведений и документов, необходимых для идентификации клиента (его представителя), выявления бенефициарного собственника, а также предоставления сведений о налоговом резидентстве, роде деятельности и источнике финансирования совершаемых операций.

16.5. Клиенты (их представители) обязаны предоставлять субъекту финансового мониторинга информацию и документы, необходимые для исполнения им обязанностей, предусмотренных Законом о ПОД/ФТ, включая информацию о бенефициарных собственниках.

16.6. Применение упрощенных мер надлежащей проверки клиентов включает в себя осуществление субъектом финансового мониторинга одного или нескольких следующих действий:

16.6.1. сокращение частоты обновления идентификационных данных по клиенту;

16.6.2. сокращение частоты проверки деловых отношений и изучения операций, осуществляемых клиентом через субъект финансового мониторинга;

16.6.2. определение целей и характера деловых отношений на основе характера операций.

16.6.3. Упрощенные меры надлежащей проверки клиентов не применяются при наличии у субъекта финансового мониторинга оснований полагать, что целью деловых отношений либо совершаемой клиентом операции является легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма.

16.7. При применении усиленных мер надлежащей проверки клиентов субъекты финансового мониторинга, помимо мер, предусмотренных пунктом 16.2.ПВК, дополнительно осуществляют одно или несколько из следующих действий:

16.7.1. установление причин запланированных или проведенных операций;

16.7.2. увеличение количества и частоты проверок и выявления характера операций, которые требуют дальнейшей проверки;

16.7.3.получение разрешения руководящего работника организации на установление, продолжение деловых отношений с клиентами.

16.8. Субъект финансового мониторинга вправе поручать иным лицам, включая других субъектов финансового мониторинга, применение мер, предусмотренных пунктом 16.2. ПВК, на основании заключаемых с такими лицами договоров.

16.9. Субъект финансового мониторинга, поручивший на основании договора иному лицу применение мер, предусмотренных пунктом 16.2. ПВК обязан:

16.9.1. обеспечить соблюдение таким лицом правил внутреннего контроля субъекта финансового мониторинга с учетом условий договора;

16.9.2. обеспечить своевременное получение от такого лица данных о клиенте (его представителе), бенефициарном собственнике, включая копии подтверждающих документов;

16.9.3. осуществлять на периодической основе контроль за соблюдением таким лицом правил внутреннего контроля субъекта финансового мониторинга, а также требований Закона о ПОД/ФТ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов по надлежащей проверке клиентов (их представителей) и бенефициарных собственников.

16.9.4.Субъект финансового мониторинга, поручивший на основании договора иному лицу применение мер, предусмотренных пунктом 16.2. ПВК, несет ответственность за соблюдение таким лицом требований Закона о ПОД/ФТ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов по надлежащей проверке клиентов (их представителей) и бенефициарных собственников.

16.10. Субъект финансового мониторинга в отношении иностранных публичных должностных лиц дополнительно обязаны:

16.10.1.осуществлять проверку принадлежности и (или) причастности клиента к иностранному публичному должностному лицу, его членам семьи и близким родственникам;

16.10.2.  осуществлять оценку репутации данного иностранного публичного должностного лица в отношении причастности его к случаям легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

16.10.3.получать разрешение руководящего работника организации на установление, продолжение деловых отношений с такими клиентами;

16.10.4.  предпринимать доступные меры для установления источника средств.

      5. Программа мониторинга и изучения операций клиентов, включая изучение сложных, необычно и крупных и других необычных операций клиентов

17. В целях ПОД/ФТ Субъект  проводит постоянный мониторинг операций (сделок) клиентов и выявляет операции, подлежащие обязательному контролю, а также необычные операции (сделки), в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

17.1. Обязательному контролю подлежат операции с денежными средствами или иным имуществом  перечисленные в статье 4 Закона о ПОД/ФТ.

17.2. Полученные в рамках реализации программы мониторинга и изучения операций клиентов сведения документально фиксируются и вносятся в досье клиента.
17.3.  Сведения и информация о выявленных операциях клиентов, указанных в пунктах 1, 2 и 3 статьи 4 Закона о ПОД/ФТ, представляется в уполномоченный орган по Форме ФМ-1.
17.4. Сообщение об операции, подлежащей обязательному изучению, представляются Субъектами в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем признания такой операции подозрительной.

6. Программа подготовки и обучения работников Субъектов по вопросам ПОД/ФТ

18.     Целью программы подготовки и обучения сотрудников Субъекта является получение сотрудниками Субъекта знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, необходимых для соблюдения ими законодательства РК о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также правил внутреннего контроля Субъекта, программ его осуществления и иных организационно-распорядительных документов организации, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля.

 18.1.  Программа подготовки и обучения в области ПОД/ФТ Субъекта  содержит:

 18.1.2.изучение нормативных правовых актов Республики Казахстан в области ПОД/ФТ и международных стандартов в сфере ПОД/ФТ;

18.1.3. изучение Правил внутреннего контроля и программ их осуществления при исполнении работниками субъекта финансового мониторинга своих служебных обязанностей, а также меру ответственности за неисполнение требований законодательства Республики Казахстан о ПОД/ФТ, установленную законами Республики Казахстан;

18.1.4. изучение типологий, схем и способов легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также признаков определения подозрительных операций.

18.2. Подготовка и обучение осуществляется в виде курсов/семинаров:

18.2.1. вводный (получение работниками субъекта финансового мониторинга базовых знаний о международной и национальной системе ПОД/ФТ, нормативных правовых актов Республики Казахстан и иных внутренних документов, принятых в целях ПОД/ФТ). 

18.2.2. основной (получение работниками субъекта финансового мониторинга знаний, необходимых для соблюдения ими законодательства о ПОД/ФТ, совершенствования и поддержания эффективности систем внутреннего контроля субъекта финансового мониторинга, программ их осуществления и иных внутренних документов, принятых в этих целях на уровне, достаточном для управления рисками отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма).   

18.2.3. повышение уровня знаний (обновление и систематизация у работников субъектов финансового мониторинга знаний в сфере ПОД/ФТ, изучение Международных стандартов Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), ознакомление с современными национальными и международными методами борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма). Осуществляется  в форме участия в конференциях, семинарах и иных обучающих мероприятиях

18.3.  Работники субъектов финансового мониторинга проходят вводный курс при приеме на работу и при переводе (временном переводе) работника внутри организации на должности, связанные с исполнением ими законодательства о ПОД/ФТ.

18.4. Обучение в виде основного курса работники субъекта финансового мониторинга проходят однократно, до начала осуществления функций, связанных с соблюдением ими законодательства о ПОД/ФТ.

18.5.Повышение уровня знаний осуществляется в форме участия работников субъектов финансового мониторинга в семинарах, тренингах и иных обучающих мероприятиях, проводимых организациями образования.


 

АО "Товарная биржа "ЭСТАУ". Осуществляет свою деятельность на основании лицензии №1000668 от 13.09.2018г.
Данный ресурс носит информационный характер.

Статистика сайта:

Яндекс.Метрика