Назад

Рекомендации (секционные правила) по оптовой реализации нефтепродуктов через товарные биржи

 

 

Утверждены протоколом заседания Биржевого комитета Республики Казахстан от 5 марта 2020 года № 3

С учетом изменений и дополнений внесенных Протоколом Биржевого комитета Республики Казахстан от 2 июня 2021 года №10

С учетом изменений и дополнений внесенных Протоколом Биржевого комитета Республики Казахстан от 28 июня 2021 года №11

С учетом изменений и дополнений внесенных Протоколом Биржевого комитета Республики Казахстан от 22 октября 2021 года №13

 

Рекомендации (секционные правила) по оптовой реализации нефтепродуктов через товарные биржи

 

  1. Настоящие Рекомендации по оптовой реализации нефтепродуктов через товарные биржи (далее – Рекомендации) разработаны с учетом норм Закона Республики Казахстан от 20 июля 2011 года «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» (далее – Закон), предусматривают рекомендуемый порядок оптовой реализации нефтепродуктов через товарные биржи и подлежат применению до утверждения специального нормативного правового акта, регламентирующего правовые отношения в сфере реализации битума через товарные биржи.
  2. В настоящих Рекомендациях используются следующие понятия:
  1. нефтепродукты – отдельные виды нефтепродуктов: бензин, авиационное и дизельное топливо, мазут.
  2. заявка на продажу (покупку) – предложение (оферта) участника биржевых торгов о продаже (покупке) биржевого товара или уведомление (акцепт) участника биржевых торгов о принятии предложения о покупке (продаже) биржевого товара, содержащее все условия, необходимые для заключения биржевой сделки в соответствии с законодательством Республики Казахстан о товарных биржах и настоящими Рекомендациями;
  3. организатор торгов нефтепродуктами – товарная биржа, в отношении которой в порядке, установленном настоящими Рекомендациями, комиссией по определению организатора торгов нефтепродуктами принято решение о ее соответствии требованиям, установленным настоящими Рекомендациями для организаторов торгов нефтепродуктами;
  4. торговый лот – минимальное количество биржевого товара, кратным которому должно быть количество биржевого товара, указанное в заявке на продажу (покупку) биржевого товара;
  5. торговый инструмент – биржевой товар, которому организатор торгов нефтепродуктами присваивает отдельный код, идентифицирующий данный товар, его качественные характеристики и базовые условия поставки;
  6. торговый день – день работы организатора торгов нефтепродуктами, в течение которого им проводятся биржевые торги;
  7. торговая сессия – период времени торгового дня, в течение которого участники биржевых торгов выставляют в торговую систему организатора торгов нефтепродуктами заявки на покупку (продажу) биржевого товара и по ним заключаются биржевые сделки;
  8. план поставок нефтепродуктов – объем ежемесячных потребностей областей, городов республиканского значения и столицы в нефтепродуктах, производимых в Республике Казахстан.

Иные понятия, используемые в настоящих Рекомендациях, применяются в соответствии с Законом и законодательством Республики Казахстан о товарных биржах.

  1. Участниками биржевых торгов нефтепродуктами являются лица, указанные в пунктах 4 и 5 настоящих Рекомендаций, аккредитованные организатором торгов нефтепродуктами в качестве дилера либо действующие через аккредитованных брокеров.
  2. Продавцами нефтепродуктов на товарной бирже являются производители нефтепродуктов и поставщики нефти, включенные в план поставок. По отдельным торговым инструментам по решению управляющего комитета организатора торгов нефтепродуктами (далее – Управляющий комитет)[1] продавцами нефтепродуктов могут выступать оптовые поставщики нефтепродуктов.
  3. Покупателями нефтепродуктов на товарной бирже являются оптовые поставщики нефтепродуктов, розничные реализаторы нефтепродуктов и конечные потребители.

Покупателями авиационного топлива являются авиационные компании, аэропорты.

С учетом изменений, внесенных Протоколом Биржевого комитета Республики Казахстан от 22 октября 2021 года №13.

  1. При этом лица, указанные в пункте 5 настоящих Рекоммендаций, для участия в биржевых торгах должны обладать опытом работы на рынке нефтепродуктов не менее двух лет с объемом оборота нефтепродуктов не менее 5 000 (пять тысяч) тонн в год, а также непрерывно стоять на регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость по одному юридическому адресу не менее двух лет.

               При этом лица, являющиеся покупателями авиационного топлива, должны обладать опытом работы на рынке нефтепродуктов не менее двух лет с объемом оборота авиационного топлива не менее 1 000 (одна тысяча) тонн в год, а также непрерывно стоять на регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость по одному юридическому адресу не менее двух лет.

С учетом изменений, внесенных Протоколом Биржевого комитета Республики Казахстан от 2 июня 2021 года №10 и от 22 октября 2021 года №13.

 

Глава 2. Рекомендуемый порядок оптовой реализации нефтепродуктов

через товарные биржи

 

  1. Товарная биржа, имеющая намерение осуществлять организацию биржевых торгов нефтепродуктами, направляет в уполномоченный орган в области производства нефтепродуктов (далее – уполномоченный орган) заявление произвольной формы с приложением документов, подтверждающих его соответствие следующим требованиям:
  1. наличие действующей лицензии на право занятия деятельностью товарных бирж – подтверждается лицензией;
  2. электронная торговая система товарной биржи должна находиться у товарной биржи на праве собственности или праве бессрочного пользования (лицензия) – подтверждается документом, подтверждающим указанные права товарной биржи на используемое ею программное обеспечение для организации биржевых торгов;

        3) электронная торговая система товарной биржи должна обеспечивать постоянный обмен информацией с ее пользователями при подаче ими торговых заявок в систему, в режиме реального времени, с точностью минимум до 0,1 секунды; иметь функционал выдачи торговых терминалов в режиме «просмотр торгов» в количестве не менее ста единиц; а также соответствовать требованиям информационной безопасности согласно законодательству Республики Казахстан об информатизации – подтверждается результатами тестовой проверки электронной торговой системы, технической документацией по функционалу электронной торговой системы, а также актом с положительным результатом испытаний на соответствие требованиям информационной безопасности, полученным в порядке, установленном приказом Министра цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности РК от 3 июня 2019 года № 111/НҚ;

          4) наличие общего биржевого оборота не менее 450 000 000 000 (четыреста пятьдесят  миллиардов)  тенге в течение трех последовательных календарных лет, предшествующих году подачи заявления в уполномоченный орган на организацию биржевых торгов нефтепродуктами, и за каждый календарный год не менее 70 000 000 000 (семидесяти миллиардов) тенге – подтверждается биржевыми отчетами электронной торговой системы товарной биржи, реестром биржевых сделок товарной биржи, а также ежегодными статистическими отчетами о деятельности товарной биржи с отметкой об их принятии уполномоченным органом по статистике;

         5) наличие непрерывного опыта проведения биржевых торгов в режиме двойного встречного аукциона биржевыми товарами в течение трех последовательных календарных лет, предшествующих году подачи заявления в уполномоченный орган на организацию биржевых торгов нефтепродуктами, с общим оборотом биржевых товаров в данном режиме за указанный период в объеме не менее 70 000 000 000 (семидесяти миллиардов) тенге и за каждый календарный год не менее 10 000 000 000 (десяти миллиардов) тенге – подтверждается всеми из нижеуказанных документов:

выписками из реестра биржевых сделок товарной биржи и клиринговой организации;

банковской выпиской по движению денег по счетам клиринговой организации, подтверждающей поступление денег от участников биржевой торговли (дилеров, брокеров, клиентов брокеров) в качестве биржевого обеспечения. При этом указанные денежные поступления должны составлять не менее 700 000 000 (семисот миллионов) тенге в течение трех последовательных календарных лет и не менее 50 000 000 (пятьдесят миллионов) тенге за каждый календарный год;

сводным отчетом (реестром) клиринговой организации по учету биржевого обеспечения, содержащим следующие данные: дата и уникальный номер биржевой сделки (лота); наименование и кодировка сторон биржевой сделки (дилер, брокер, клиент брокера); сумма биржевой сделки; сумма биржевого обеспечения по сделке принятая (заблокированная) на время проведения биржевых торгов (разблокированная) по итогам биржевых торгов/возвращенная; дата и номер платежного поручения по перечислению участником торгов клиринговой организации суммы биржевого обеспечения; 

         6) наличие синхронизации электронной торговой системы товарной биржи с государственной информационной системой ограниченного доступа – подтверждается договором о взаимодействии с государственной информационной системой ограниченного доступа;

        7) наличие не менее 51 процента акций товарной биржи, которые принадлежат на праве собственности или иных законных основаниях физическим и (или) юридическим лицам, являющимся резидентами Республики Казахстан – подтверждается реестром держателей ценных бумаг товарной биржи.

7. Заявление и приложенные к нему документы рассматриваются комиссией по определению организатора торгов нефтепродуктами (далее – Комиссия) в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления в уполномоченный орган.

  1. Комиссия формируется из числа представителей уполномоченного органа, уполномоченных органов в области регулирования торговой деятельности, оборота нефтепродуктов, в сфере информатизации, антимонопольного органа, Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан и не менее трех экспертов, в том числе, иностранных, имеющих опыт работы и репутацию специалистов в области практического применения технологий двойного встречного аукциона на товарных рынках.
  2. В течение срока, указанного в пункте 7 настоящих Рекомендаций, заявитель проводит для Комиссии удаленные торги в тестовом режиме с участием в одних торгах по условному торговому инструменту не менее трех условных продавцов и не менее пяти условных покупателей, позволяющие подтвердить имеющийся функционал электронной торговой системы товарной биржи.

Оценка Комиссией тестовых торгов проводится в соответствии с описанием бизнес-процессов при торговле в режиме двойного встречного аукциона согласно приложению к настоящим Рекомендациям.

Кроме тестовых торгов комиссия дополнительно оценивает в режиме реального времени текущие рабочие биржевые торги заявителя посредством применения механизма двойного встречного аукциона, с оценкой соответствия скорости отклика электронной торговой системы на поступающие торговые заявки, как минимум до 0,1 секунды. По результату комиссия оценивает полноценность работы торговой и клиринговой систем заявителя.   

  1. По итогам рассмотрения заявления и проведения тестовых торгов Комиссия принимает решение о соответствии или несоответствии заявителя требованиям, установленным настоящими Рекомендациями.
  2. Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня принятия решения Комиссией информирует товарную биржу и уполномоченных органов в области регулирования торговой деятельности и в области оборота нефтепродуктов о соответствии или несоответствии товарной биржи требованиям, установленным настоящими Рекомендациями.

12. После принятия Комиссией решения о соответствии заявителя требованиям, установленным настоящими Рекомендациями, уполномоченный орган и организатор торгов нефтепродуктами до начала проведения биржевых торгов обеспечивают интеграцию электронной торговой системы товарной биржи с интегрированной информационной системой «Единая государственная система управления недропользованием Республики Казахстан» (далее – информационная система уполномоченного органа) в соответствии с Правилами интеграции объектов информатизации «электронного правительства», утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 29 марта 2018 года № 123 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 120877, опубликован в информационно-правовой системе «Әділет» 24 апреля 2018 года).

После завершения интеграции электронной торговой системы товарной биржи с информационной системой уполномоченного органа товарная биржа может выступать в качестве организатора торгов нефтепродуктами.

  1. Перечень товарных бирж, являющихся организаторами торгов нефтепродуктами, с указанием их наименования и контактных данных публикуются на официальном интернет-ресурсе уполномоченного органа и уполномоченного органа в области регулирования торговой деятельности.
  2. Организатор торгов нефтепродуктами допускает к участию в биржевых торгах только лиц, указанных в пункте 3 настоящих Рекомендаций, и обеспечивает им равный доступ к биржевым торгам.
  3. Организатор торгов нефтепродуктами рассчитывает цены, индексы и иные показатели по биржевым товарам, основанные на информации о сделках, заключенных на биржевых торгах.

Сводные результаты торгов за прошедший месяц публикуются на сайте организатора торгов нефтепродуктами не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным.

  1. Организатор торгов нефтепродуктами организует систему управления рисками, связанными с организацией биржевых торгов.
  2. Организатор торгов нефтепродуктами посредством информационной системы уполномоченного органа ежемесячно не позднее 25 числа месяца, предшествующего планируемому, получает план поставок нефтепродуктов через товарные биржи, содержащий перечень поставщиков нефти и производителей нефтепродуктов, за исключением производителей нефтепродуктов малой мощности, с указанием объемов каждого вида нефтепродуктов, которые каждый поставщик нефти и производитель нефтепродуктов, за исключением производителей нефтепродуктов малой мощности, обязаны поставить на внутренний рынок Республики Казахстан через товарные биржи в предстоящем календарном месяце.
  3. Отраженные в плане поставок нефтепродуктов объемы нефтепродуктов продавцы нефтепродуктов выставляют на реализацию через товарные биржи в течение пяти рабочих дней, начиная с первого числа месяца, на который утвержден план поставок нефтепродуктов.

В случае если на дату, указанную в абзаце первом настоящего пункта, отсутствует информация об ожидаемых объемах производства нефтепродуктов, начало биржевых торгов нефтепродуктами в соответствующем месяце откладывается до появления такой информации.

19. Нефтепродукты реализуются через товарные биржи по соответствующим торговым инструментам, спецификации которых предусматривают сведения, указанные в пункте 43 Типовых правил биржевой торговли, утвержденных приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 марта 2015 года № 280 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 92167, опубликован в информационно-правовой системе «Әділет» 29 октября 2015 года).

  1.  Организатор торгов нефтепродуктами проводит пять торговых сессий по каждому торговому инструменту, равномерно распределяя их в течение месяца, на который утвержден план поставок нефтепродуктов.
  2. Об изменении графика и периодичности проведения торговых дней и торговых сессий, а также о проведении дополнительных торговых сессий участники биржевых торгов нефтепродуктами извещаются не позднее, чем за 24 часа до начала торгового дня.
  3. Продавцы нефтепродуктов в каждую торговую сессию выставляют на продажу двадцать процентов от объема каждого вида нефтепродуктов, обязательного для реализации ими в рамках плана поставок нефтепродуктов через товарные биржи.

В случае если на прошедшей основной торговой сессии выставлялся на реализацию, но не был реализован объем нефтепродуктов, такой объем дополнительно выставляется на следующей основной торговой сессии.

  1. Минимальный размер партии биржевого товара, возможного к приобретению через организаторов торгов нефтепродуктами, составляет один лот. Размер лота устанавливается управляющим комитетом организаторов торгов нефтепродуктами, но не может быть менее одной тонны и более одной вагонной нормы.
  2. Заявки на реализацию выставляются продавцами нефтепродуктов в лотах. В случае если размер ежемесячных обязательств продавца нефтепродуктов не кратен установленному размеру лота, то продавец нефтепродуктов выставляет на продажу объем кратный размеру лота, но не менее объема месячных обязательств по реализации соответствующего вида нефтепродуктов через товарные биржи.
  3. Для участия в биржевых торгах участники биржевых торгов нефтепродуктами вносят денежное биржевое обеспечение на счет клиринговой организации, обслуживающей товарную биржу. Размер биржевого обеспечения для участия в биржевых торгах устанавливается управляющим комитетом организаторов торгов нефтепродуктами, но не может быть менее пяти процентов от предполагаемой суммы сделок.

Порядок внесения, удержания и возврата биржевого обеспечения определяется клиринговой организацией организатора торгов нефтепродуктам.

  1. Торги нефтепродуктами проводятся в виде двойного встречного аукциона в следующем порядке:
  1. в течение торговой сессии участники биржевых торгов нефтепродуктами подают в электронную торговую систему организатора торгов нефтепродуктами заявки на покупку (продажу) товара с соблюдением требований, установленным настоящими Рекомендациями;
  2. в течение торгового дня проводится одна торговая сессия, за исключением случая, указанного в пункте 29 настоящих Рекомендаций;
  3. продолжительность торговой сессии составляет два часа;
  4. базисами поставки определяются станции (пункты) отправления производителей нефтепродуктов. По отдельным видам нефтепродуктов управляющим комитетом организаторов торгов нефтепродуктами могут быть утверждены иные базисы поставки;
  5. в заявке на покупку (продажу) товара содержатся следующие сведения:

наименование участника торгов;

вид заявки (на покупку или продажу);

наименование покупаемого (продаваемого) товара;

цена товара, указываемая в тенге;

количество товара, заявляемого на покупку (продажу);

иные сведения, определенные организатором торгов нефтепродуктами;

  1. все принятые заявки сводятся в очереди неудовлетворенных заявок на продажу и на покупку:

заявки на покупку ранжируются в порядке убывания указанных в них цен, а при равных ценах – в порядке очередности их поступления в торговую систему;

заявки на продажу ранжируются в порядке возрастания указанных в них цен, а при равных ценах – в порядке очередности их поступления в торговую систему;

  1. вновь поступившая заявка на продажу удовлетворяется за счет имеющихся заявок на покупку, в которых цены покупки выше или равны цене поступившей заявки, начиная с заявки на покупку, содержащей наивысшую цену. Данный процесс продолжается до полного удовлетворения такой заявки на продажу либо до исчерпания приемлемых по цене заявок на покупку;
  2. вновь поступившая заявка на покупку удовлетворяется за счет имеющихся заявок на продажу, в которых цены продажи ниже или равны цене поступившей заявки, начиная с заявки на продажу, содержащей самую низкую цену. Данный процесс продолжается до полного удовлетворения такой заявки на покупку либо до исчерпания приемлемых по цене заявок на продажу.

На основании вновь поступившей заявки совершаются одна или более сделок, в зависимости от числа востребованных встречных заявок на покупку (продажу). Сделки совершаются по ценам, указанным в востребованных встречных заявках;

  1. полностью удовлетворенные заявки на покупку (продажу) в дальнейшем в торгах не участвуют. Частично удовлетворенные заявки продолжают участвовать в торгах в части неудовлетворенных объемов на покупку (продажу);
  2. участники биржевых торгов нефтепродуктами вправе подавать неограниченное количество заявок на покупку (продажу) товара. При этом участник биржевых торгов нефтепродуктами может снять поданную заявку в любой момент до заключения сделки;
  3. сделки, зарегистрированные электронной торговой системой товарной биржи, с ценами, не соответствующими требованиям пункта 28 настоящих Рекомендаций, подлежат незамедлительному аннулированию организатором торгов нефтепродуктами, о чем письменно извещаются стороны сделки.
  1. Минимальный уровень цены нефтепродукта, формируемый в течение торговой сессии, не должен быть менее девяноста восьми процентов от базовой цены, а максимальный уровень цены не должен быть более ста двух процентов от базовой цены.

               С учетом изменений внесенных Протоколом Биржевого комитета Республики Казахстан от 2 июня 2021 года №10.

  1. На торговых сессиях в качестве базовой цены нефтепродуктов признаются следующие цены:

1)   на первых биржевых торгах по вновь утвержденному торговому инструменту базовая цена устанавливается на уровне среднеарифметического значения котировок оптовых цен соответствующего вида нефтепродуктов на базисе поставки соответствующего производителя нефтепродуктов, сложившегося по итогу предыдущего месяца по данным цен на внутреннем рынке Казахстана, публикуемых в источнике «Argus Рынок Каспия» издания Argus Media Limited, Великобритания.

В случае если базис поставки не совпадает со станцией отправления производителей нефтепродуктов, то базовая цена на первых биржевых торгах определяется вычислением среднего значения базисов поставки Атырау, Шымкент, Павлодар, сложившегося по итогу предыдущего месяца по данным цен на внутреннем рынке Казахстана, публикуемых в источнике «Argus Рынок Каспия» издания Argus Media Limited, Великобритания, с учетом железнодорожных транспортных расходов до нового базиса;

2) Исключен Протоколом Биржевого комитета Республики Казахстан от 2 июня 2021 года №10.

3) Исключен Протоколом Биржевого комитета Республики Казахстан от 2 июня 2021 года №10.

4) если по итогам торговой сессии были заключены сделки по не менее чем 70% объема нефтепродукта, подлежащего реализации в данную торговую сессию в соответствии с пунктом 22 настоящих Рекомендаций, - на следующей торговой сессии базовая цена устанавливается на уровне средневзвешенной цены нефтепродукта, сложившейся за такую торговую сессию;

5) если по итогам торговой сессии были заключены сделки по менее 70% объема нефтепродукта, подлежащего реализации в данную торговую сессию в соответствии с пунктом 22 настоящих Рекомендаций, но при этом средневзвешенная цена нефтепродукта сложилась на уровне или выше базовой цены данной торговой сессии, то на следующей торговой сессии базовая цена не изменяется;

6) если по итогам торговой сессии были заключены сделки по менее 70% объема нефтепродукта, подлежащего реализации в данную торговую сессию в соответствии с пунктом 22 настоящих Рекомендаций, но при этом средневзвешенная цена нефтепродукта сложилась ниже базовой цены данной торговой сессии, то на следующей торговой сессии базовая цена устанавливается на уровне средневзвешенной цены нефтепродукта, сложившейся за такую торговую сессию;

  1. Исключен Протоколом Биржевого комитета Республики Казахстан от 2 июня 2021 года №10.
  2. Исключен Протоколом Биржевого комитета Республики Казахстан от 2 июня 2021 года №10.
  3. Исключен Протоколом Биржевого комитета Республики Казахстан от 2 июня 2021 года №10.
  4. Исключен Протоколом Биржевого комитета Республики Казахстан от 2 июня 2021 года №10.
  5. Исключен Протоколом Биржевого комитета Республики Казахстан от 2 июня 2021 года №10.
  6. В случае если продавцом нефтепродуктов в соответствии с настоящими Рекомендациями выставлялся на реализацию на пяти основных торговых сессиях, но не был реализован объем нефтепродуктов, продавец уведомляет об этом уполномоченный орган, а такой объем нефтепродуктов реализуется им на внутреннем рынке Республики Казахстан вне товарных бирж.
  7. Результаты торгов публикуются на интернет-ресурсе организатора торгов нефтепродуктами с соблюдением условия об анонимности сторон биржевых сделок, не позднее одного рабочего дня, следующего за торговым днем.
  8. Организаторы торгов нефтепродуктами руководствуются решениями управляющего комитета организаторов торгов нефтепродуктами.
  9. Управляющий комитет определяется единым для всех организаторов торгов нефтепродуктами и формируется путем избрания в его состав по одному представителю от уполномоченного органа, уполномоченных органов в области регулирования торговой деятельности, оборота нефтепродуктов, антимонопольного органа, Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан, аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства в области производства и оборота нефтепродуктов, товарных бирж, являющихся организаторами торгов нефтепродуктами.
  10. Управляющий комитет действует на основании утвержденного им положения об Управляющем комитете, которое содержит следующие главы:
  1. общие положения;
  2. задачи и функции Управляющего комитета;
  3. порядок формирования и состав Управляющего комитета;
  4. права, обязанности и ответственность Управляющего комитета;
  5. порядок работы Управляющего комитета и принятия им решений.
  1. Информация о действующем составе Управляющего комитета и Положение об Управляющем комитете подлежат обязательному размещению на официальных интернет-ресурсах организаторов торгов нефтепродуктами.
  2. Управляющий комитет утверждает:
  1. график и периодичность проведения торговых дней и торговых сессий;
  2. количество основных и дополнительных сессий;
  3. торговые инструменты, включая базис поставки товара (спецификации товаров);
  4. размер лотов, в пределах значений, установленных пунктом 23 настоящих Рекомендаций;
  5. размер биржевой комиссии за участие в биржевых торгах нефтепродуктами;
  6. размер биржевого обеспечения для участия в биржевых торгах нефтепродуктами, с учетом ограничения, установленного пунктом 25 настоящих Рекомендаций.

Информация, указанная в подпунктах 1) – 6) настоящего пункта, публикуется на официальных интернет-ресурсах организаторов торгов нефтепродуктами в течение трех рабочих дней с даты ее утверждения Управляющим комитетом.

  1. Покупатели и продавцы нефтепродуктов для получения доступа к участию в биржевой торговле нефтепродуктами предоставляют организатору торгов нефтепродуктами (в случае участия в биржевых торгах самостоятельно в качестве дилера) либо брокеру, документы, подтверждающие их статус на рынке нефтепродуктов. Перечень документов определяется Управляющим комитетом.
  2. Продавец обеспечивает регистрацию на товарной бирже заключенных внебиржевых сделок нефтепродуктами в объеме не менее 50 % от плана поставки на планируемый месяц.
  3. Товарная биржа на основании заключенных сделок рассчитывает биржевые и внебиржевые индексы и с учетом полученных данных выводит биржевой коридор цены нефтепродуктов с его опубликованием на интернет ресурсе товарной биржи.

При этом, товарная биржа ежемесячно доводит до сведения членов Биржевого комитета Республики Казахстан отчет об итогах биржевых торгов нефтепродуктами с указанием сформировавшихся биржевых и внебиржевых индексов.

44. В случае наличия на внутреннем рынке Республики Казахстан форс мажорных ситуаций, вызванных снижением объема производства нефтепродуктов (плановый и внеплановый ремонт, аварийные ситуации, планово-предупредительные работы и т.п.) Биржевой комитет Республики Казахстан по согласованию с уполномоченным органом в области оборота нефтепродуктов вправе до периода стабилизации ситуации на рынке выносить рекомендации по базовым ценам для основных торговых сессий либо о приостановлении биржевых торгов нефтепродуктами.

 

Приложение к Рекомендациям по оптовой реализации нефтепродуктов через товарные биржи

Описание бизнес-процессов при торговле в режиме двойного встречного аукциона

 

  1. Биржевые торги в режиме двойного встречного аукциона проводятся в течение торговой сессии в порядке непрерывного автоматического сопоставления электронной торговой системой товарной биржи заявок на покупку и продажу, по которому каждая подаваемая заявка проверяется на совпадение по количеству товара и цене со встречными заявками, которые образуют реестр (очередь) заявок.
  2. При совпадении параметров подаваемой заявки с параметрами встречных заявок происходит заключение биржевой сделки.
  3. Основные базовые характеристики двойного встречного аукциона в торговой системе товарной биржи: 
  1. наличие информации в режиме онлайн обо всех выставленных участниками торгов заявках, как на покупку, так и на продажу. При этом торговая система должна позволять иметь информацию о ходе торгов по всем инструментам;
  2. возможность выставления (редактирования) заявок на покупку или на продажу по любому из инструментов, к которому допущен участник торгов, не выходя из торговой системы, где отображается ход торгов. Выставленная (отредактированная) заявка должна в режиме реального времени отражаться в торговой системе по конкретному торговому инструменту;
  3. участники в ходе торгов вправе подавать неограниченное количество заявок, при условии наличия достаточного количества гарантийного (биржевого) обеспечения на их счетах в расчетно-клиринговой системе;
  4. торговая система контролирует достаточность гарантийного (биржевого) обеспечения участника. Денежные средства блокируются в ходе торгов под каждую выставленную заявку и заключенную сделку, в соответствии с установленным товарной биржей размером гарантийного обеспечения. Участник может выставить заявку только в размере свободных денежных средств (денежных средств, не заблокированных под заявки или сделки);
  5. размер заблокированного биржевого обеспечения определяется в порядке, определенным законодательством Республики Казахстан о товарных биржах;
  6. в торговой системе имеется возможность контроля средств биржевого обеспечения (информация о свободных и заблокированных средствах);
  7. заключение сделки осуществляется по следующему алгоритму:

каждая подаваемая заявка проверяется на совпадение с встречными заявками, которые поданы в систему;

при пересечении параметров подаваемой заявки с параметрами встречных заявок происходит заключение сделок;

при равенстве цен заявка, поданная раньше, удовлетворяется раньше, чем заявка, поданная позже;

сделка заключается всегда по цене лучшей заявки, находящейся в очереди встречных заявок;

  1. заявки имеют возможность частичного исполнения (сделка заключается на объявленную часть товара), при этом неисполненная ее часть может быть снята участником торгов в любое время до ее акцепта;
  2. в торговой системе имеется информация обо всех заключенных в ходе торгов сделках, с отображением основных параметров каждой сделки: уникальный номер, дата и время заключения, наименование либо код товара, цена, объем, контрагенты и иные параметры;
  3. не допускаются шаг цены и заключение кросс-сделок;
  4. сделки заключаются непрерывно и не требуют дополнительных действий со стороны участников торгов.

 


 

 

АО "Товарная биржа "ЭСТАУ". Осуществляет свою деятельность на основании лицензии №1000668 от 13.09.2018г.
Данный ресурс носит информационный характер.

Статистика сайта:

Яндекс.Метрика